Один день в гостях у старообрядцев. Тур в Тарбагатай.

Один день в гостях у старообрядцев. Тур в Тарбагатай.Один день в гостях у старообрядцев. Тур в Тарбагатай.

Один день в гостях у старообрядцев. Тур в Тарбагатай.


Туманным декабрьским утром я поехал показать гостям города культуру забайкальских старообрядцев в село Тарбагатай  (ООО «Центр старообрядцев»). Казалось бы, живя столько лет в Бурятии, общаясь с выходцами из семейских в повседневной жизни, зная историю церковного раскола и появления их в Сибири в 1765 году, это было рядовое посещение, которое не предвещало новых впечатлений.

Но сразу количеством экспонатов поразил краеведческий музей. Жизнь прошедших поколений казалось стала проходить через предметы материальной культуры как в картинах. Сколько тяжелого физического труда, пытливого ума и терпения требовало  создание вещей и пользование ими в повседневной жизни – корзинки, сплетенные из распаренных корней деревьев, сито из конского волоса, прессы для отжима масла из кедровых орехов, многопудовые жернова с ручным приводом, телеги с березовыми осями, которые стирались при поездке от Тарбагатая до Нерчинского завода. Армяки и кушаки, запаны и сарафаны казалось сохраняли ауру своих хозяев. Трогательно смотрелись детские кожаные ичиги, истертые на подошве до дыр – сколько детишек в многодетной семье пробежало в них.

8530bc4ee0234b1f3fbb45b09544b6a7.jpg


И не только старинные священные книги и походные иконостасы несли с собой переселенцы. Это и формы для выпекания пряников с царским гербом, и формочки для отливы медных крестов и много другого телесного и духовного. В XIX веке бурно развивалась и торговля – в подтверждение тому и подвесные рычажные весы 1847 года, высотой два метра, выверенные до сих пор настолько, что отреагировали на современную монетку в 10 копеек полграмма весом, и английские точильные станки, и огромные бочки с надписью «Машинное масло» производство братьев Нобиль.

519008b3388160b47187d23adfa5f244.jpg


Далее последовала экскурсия в старообрядческий Крестовоздвиженский храм. В небольшом здании пахло медом от восковых свечей, со всех сторон смотрели лики с чудом сохраненных икон, которые пережили период уничтожения. Смотритель Александр, сын отца Сергия, колоритным внешним видом напоминавший об описываемом периоде, за короткое время многое рассказал о сути раскола русской церкви 1650-х годов - отличие щепоти от двоеперстия, хождение посолонь при богослужении, знаменное пение с крюками в отличие от современных нотных  записей, то самое многогласие, которое из церковной службы перешло в основы распева старобрядцев Забайкалья.как основа многоголосия.

Потом был выезд на усадьбу с ознакомление с осмотром основательных домов, амбаров, колодцев  с  «журавлями», качелями на цепях, окруженных плетнями, перенесенными из Малороссии. Традициооное семейское угощение доказало, что люди, которые осваивали землю в поте лица своего, умели и любили восстанавливать силы.

На столе нас ждали томленые щи, тающее во рту сало, густая сметана, хрустящий хворост, рассыпчатый пирог с омулем, душистые пирожки с черемухой, запечённая свинина, упревшая рисовая каша с янтарными прожилками топленого масла, варенье из тыквы, самодельная халва, ноздреватые ломти домашнего хлеба, морс из брусники, на углу притаился штоф самогон, конкурирующий с известными шотландскими брендами.

q2Dq2j3L1q0.jpg


Как говорится «есть хлеб, будет и песня». Когда вошли солисты фольклорного ансамбля «Судьбинушки», показалось вначале ряженые из фильма, но с первых нот все стало всерьез – пели самозабвенно,  между песнями смачивая горло водой, и верилось, что во время выступления хора в полном составе люстры лопались,  и звукорежиссеры в спешке отключали микрофоны, которые не могли выдержать. Исполнялись и старинные песни, сохранившиеся с допетровских времен,  и интерпретации современных,  и озорные шуточные,  и духовное пение,  звучащее как орган, и после исполнения которых, было даже неуместно хлопать. Описывать - слов не хватит, это надо слышать.

518a14fe94e73bc4bc8ff26f2d840487.jpg


С этими песнопениями органично смотрелись старинные сарафаны, украшенные янтарными бусами в пять ниток, с бусинками величиной с детский кубик, сохранённые от прабабушек. Эти песни звучали как камертон, в унисон с бабушкиными рассказами о Руси ушедшей, разворошив воспоминания, буквально на генетическом уровне.

И главное, возникало чувство целостности народа –если выдержали испытания, сохранили культуру, значит есть будущее у русского народа.

Хочется выразить благодарность Пластининой Любови Федоровне и всем её сподвижникам, которые своим упорством, энтузиазмом, дают возможность ознакомится с уникальном культурой забайкальских старообрядцев и местным жителям и гостям Бурятии.


Вадим Вященко 
Тел: 89834360364 
visitbur@gmail.com 




Опубликовать на моей странице