Первая национальная опера Бурятии «Энхэ-Булат Батор» в новом прочтении

pic

Опера «Энхэ Булат Батор» впервые была поставлена в 1940 году в рамках первой декады бурят-монгольского искусства в Москве. Изначально опера представляла собой старинное этническое сказание о Шоно–Баторе, переработанное в оперное либретто молодым драматургом Н. Балдано. Специально для постановки этой оперы был приглашен из Москвы известный в то время режиссер И. Туманов. Г. Цыдынжапов выступил консультантом по фольклору, национальным традициям и обычаям. Запоминающиеся, яркие образы создали в спектаклях 1971 и 1979 гг. н.а. СССР Л. Линховоин, Д. Дашиев, К. Базарсадаев, С. Раднаев, К. Иванова, С. Дашицыренова, Г. Шойдагбаева, В. Бальжинимаев – признанные мастера бурятского оперного искусства.

С тех пор прошло более 70 лет, а тема любви, верности, справедливости, чести все еще актуальна. Опера «Энхэ Булат батор» несколько раз перерождалась: в 1942, 1946, 1955, 1971 и в 1979 году, каждый раз обретая новое звучание, образ, содержание, но душа ее всегда была едина. Именно этот дух национальной оперы делает ее интересной и для простого обывателя, и для деятеля искусств, и ученого, и культуролога. В этот раз в обновленном зале родного театра, к 350-летию со дня вхождения Бурятии в состав российского государства опера возродилась снова. Классическая музыка в этноисполнении, героический сюжет, шикарное музыкальное сопровождение, талант оперных певцов объединились в современном прочтении первой национальной оперы «Энхэ Булат Батор».

Постановка «Энхэ Булат батора» в современном прочтении была осуществлена Олегом Юмовым, экс худруком Русского театра драмы. Кстати, на детище бывшего коллеги пришел полюбоваться и директор Русского драматического театра Петр Степанов и, судя по выражению лица, вполне, остался доволен результатом работы Юмова. Художником по костюмам стала Мария Вольская, которая уже зарекомендовала себя работой для спектакля «Максар». Была на премьере 21 июня и первый заместитель министра культуры Наталья Светозарова, засветился с семьей Иннокентий Егоров.

Антон Лубченко, художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета отметил символичность того, что первой громкой премьерой после реконструкции театра оперы и балета стала именно эта первая национальная опера, которая является эксклюзивным проектом, которого нет ни в одном другом театре. «По словам Лубченко, были, конечно, некоторые недоработки режиссера, например, в области организации работы массовки. Это связано с тем, что Олег не имел раннее опыта постановки оперы. Он больше имел дело с драматургией. К музыкальной части у меня нет никаких замечаний – оба состава оркестра продемонстрировали отличную игру, профессионализм». Шикарные костюмы нам разработала и подготовила Мария Вольская. Дарима Линховоин внесла огромный вклад в оперную постановку. 23 июня у нас состоится еще одна премьера, очень важная для театра - впервые в подготовке балета для Бурятии принял участие западный специалист такого уровня как Питер Куанц. Зрители увидят балет «Souvenirs de Bach» на мою музыку, балет «In tandem» и балет «Dzambuling», который также поставлен на мою музыку – это некий синтез джаза, рока, классики».

Несколько вопросов удалось задать и балетмейстеру оперы «Энхэ Булат Батор» Айдару Ахметову, который является балетмейстером, художественным руководителем балетной группы оперы «Энхэ Булат Батор», лауреатом многих международных конкурсов, народным артистом Республики Татарстан. Он поделился своими мыслями о том, что основной идеей постановки является прославление мудрости бурятского народа, воспевание его героев.

Айдар Ахметов: «Энхэ Булат Батор – историческая постановка, позволяющая понять и познать традиции и жизнь бурятского народа, но, честно говоря, в новом прочтении, мне показалась, что эта постановка довольно скучна из-за затянутости некоторых сцен, неорганизованности массовки да и сцена не очень удобна для хореографии. Тем не менее, очень радует тот факт, что опера «Энхэ Булат Батор» 11-12 октября будет идти в Большом театре в рамках дней бурятской культуры в Москве. На вопрос о планах на ближайшее время, Айдар поделился тем, что планирует постановку «Болеро» Равеля в Большом театре.

На мой взгляд обывателя, опера была поставлена на высоком уровне. Костюмы и декорации поражают воображение. Для Бурятии это очень большой шаг вперед. Также поразили технические новшества, которыми теперь может похвастаться оперный театр. В самом начале оперы на прозрачный занавес проецировалось изображение старухи с веретеном в ритуальной одежде в гриме. Ее белое-белое лицо то появлялось, то исчезало, а за занавесом в это время то ускорялась, то замедлялась фигура старухи и все это под совершенно органичную устрашающую музыку оркестра. Такой вот хоррор в национальной оперной постановке. Для тех, кто не знает бурятский язык, над сценой была установлена бегущая строка с переводом на русский. Таким образом, были созданы все условия для комфортного просмотра замечательного произведения искусства.  



Опубликовать на моей странице