В пику времени

pic

Театр Оперы и Балета в декабре порадовал зрителей концертной постановкой оперного шедевра Чайковского по повести Пушкина «Пиковая дама».

Пиковая дама – признак тайной недоброжелательности. Так писал Пушкин в начале своей повести. Но ни тайную, ни явную недоброжелательность ни один посетитель оперы не выразил по отношению к постановке, так как художественная и музыкальная версия режиссера-постановщика из Санкт-Петербурга, с самого Мариинского театра Алексея Степанюка привела зрителей в восторг и отличное музыкальное настроение.

Сюжет «Пиковой дамы», предложенный композитору его братом, Модестом Ильичом, не сразу заинтересовал Чайковского. Но в какой-то момент Петр Ильич передумал и нашел для себя зерно смысла и вдохновения. Чайковский стал работать над оперой «с самозабвением и наслаждением».

Сюжет закручен на простых человеческих пороках: предательство, азарт, алчность, жажда легкой наживы, лесть, леность, эгоизм. Как и в любой классической книге, в повести Пушкина были представлены и полностью раскрыты образы Лизы и Германа как антиподов. Она верная воздушная, он – алчный, не способный на сильные чувства. Лишь азарт и жажда наживы движет им. В повести рассматривается 2 параллели – замученная Лиза, которая является служанкой у богатой привередливой и взбалмошной старухи. И Герман, замученный праздной жизнью своих друзей, но не имеющий возможности разделять ее. Он постоянно наблюдает, как играют в карты и проигрывают либо кутят выигрыши его друзья, но постоянно вещает о том, что не может расставаться с необходимым ради возможности завладеть излишним.

Кто-то из его друзей случайно в разговоре упомянул о том, что богатая старуха знает 3 волшебные карты, которые сулят 100% выигрыш в картах. Герман неосознанно стал более внимателен к дому старухи, начинает писать любовные письма бедной Лизе. И та, не знавшая мужского внимания, влюбляется в него. В конце концов, выясняется, что Герман лишь желал узнать секрет карт, старуха умирает от ужаса, который вселяет в нее Герман, а Лиза горько разочарована. Далее в сюжет вступает призрак старухи, который все-таки раскрывает Герману 3 карты – тройка, шестерка, туз. Выиграв первые 2 партии в первые 2 дня, Герман находится в эйфории, и в 3 день уверенно вскрывает туза, но не попадает. С карточного стола на него хитро и зло смотрит Пиковая дама, поразительно похожая на престарелую аристократку.

Но если у Пушкина конец относительно счастливый. Герман просто сходит с ума, а Лиза удачно выходит замуж, то у Чайковского Герман сводит счеты с жизнью, также как и Лизавета, которая не смогла смириться с тем, что ее променяли на картежный выигрыш и сбросилась в реку.

Впервые оперу «Пиковая дама» в театре оперы и балета представили в концертном исполнении в 1890 году, спустя 122 года после ее первой постановки в Санкт-Петербурге. Исполнение оперной труппы нашего театра, на мой взгляд, добавило «Пиковой даме» драматизма, надрыва. Лично мне понравилась исполнительница партии Полины – Ольга Жигмитова, которая страстно с душой исполняла свои партии. Харизматичная внешность оттеняла талант, и даже выступление в мужском костюме для пасторали «Исповедь пастушки», нисколько не портили женственные формы певицы. Главная героиня Лиза в исполнении Марины Коробенковой отлично справляется с исполнением, но ее возраст и формы диссонировали с образом юной героини, что немного меня сбивало с толку, но в опере, безусловно, главное - это качество исполнения. Герман (Баиржаб Дамбиев) тоже не совсем соответствовал образу молодого любовника, обуреваемого азартом и страстями. Зрителям очень понравился граф Томский, которого воплотил Мунхзуул – очень сильный исполнитель.

Концертное исполнение повлияло на восприятие. Главную роль играл оркестр. От его звучания, строился весь перфоманс. Сама по себе опера очень сложна в исполнении. Хор во всех массовых сценах играет ключевую роль, оттеняя солистов и подпевая. В эпизоде, когда хор поет лишь слова «Мне страшно, мне страшно» все выстроено в черных тонах, и в какой-то момент мне даже привиделось, что я на фильме ужасов. Настолько мне становилось действительно страшно.

В чем же вечная актуальность и злободневность «Пиковой дамы»? Может игорный азарт, имеющей место и в нашей жизни, беспощадный, поглощающий столько крепких семей, головокружительных карьер и взлетов? Мистика, которую мы любим вовлекать в нашу реальную жизнь? Или вечная борьба с самим собой и своими страстями?

«Что наша жизнь? — Игра!» - поется в опере, соглашаться с этим или нет, дело каждого.



Опубликовать на моей странице