http://geometria.ru/blogs/culture/83249

http://geometria.ru/blogs/culture/83249http://geometria.ru/blogs/culture/83249http://geometria.ru/blogs/culture/83249http://geometria.ru/blogs/culture/83249http://geometria.ru/blogs/culture/83249http://geometria.ru/blogs/culture/83249http://geometria.ru/blogs/culture/83249

Все, что вы хотели знать о современном бурятском балете, но не знали, у ко-го спросить – балетное закулисье глазами журналиста

Сидя в зрительном зале оперного театра и восхищаясь изящными движениями пре-красных лебедей, мы даже не задумываемся о том, каким трудом людям на сцене дается эта легкость и воздушность. А если задумываемся, то представляем стертые в кровь ноги, бесконечные диеты, доводящие до анорексии, монашеское самоотречение и выматываю-щий график.

Бурятский балет еще совсем молод, ему нет и 80-ти лет. Души зрителей он покорил удивительным синтезом классического балета и национального танца. В 1946 году в труппу пришла легендарная Лариса Сахьянова, создавшая самые лучшие образы бурят-ских девушек – Ангары, Алтан, Сэcэг и Мечты.

Ученики Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева пережили голодные девяностые и тяжелые нулевые годы реконструкции, а сейчас воспитывают новое поколение артистов.

Чтобы разобраться, какие тайны на самом деле таит в себе окутанная бесконечны-ми загадками и нелепыми стереотипами профессия балерины, мы (я и фотограф) отправи-лись на танцкласс с настоящими звездами.

Итак, начали:

Заходим. 10 утра. Занятие уже началось. Сегодня в расписании труппы два урока – мужской и женский, после этой разминки артисты отправятся на сцену репетировать.

Первый урок заявлен как мужской, но танцуют как мужчины, так и женщины.

Занятие ведет заслуженный артист РФ, невероятно гибкий и артистичный Баярто Дамбаев.

Он объясняет, что в основе любого занятия лежит классический танец, но упраж-нения для мужчин больше направлены на развитие силы, поэтому в сегодняшнем уроке много прыжков и вращений. А женский класс - это тонкая ювелирная работа по развитию пластики.

- Наш урок – обязательный дренаж для артистов балета, - рассказывает Баярто. - Так они поддерживают физическую форму и совершенствуют мастерство. Циркуляция крови, обмен веществ идет быстрее, класс даже может вылечить простуду. Уроки про-ходят утром и моя задача, кроме всего прочего – задать день, поднять настроение.

Все логично, балет - это тоже спорт, а значит, способствует мощному выбросу эн-дорфинов. Вдохновившись этим умозаключением, решаю присоединиться.

Я основательно подготовилась к дебюту - раздобыла настоящую торчащую зеле-ную пачку и настоящие пуанты, ощущающиеся на моих неподготовленных ногах как средневековое орудие пыток.

Но страдания оказались напрасны. Все остальные девушки пришли в удобной спортивной одежде и мягких чешках.

Пуанты обувают только на репетиции, для разминок – чешки, а во время отдыха артистки ходят в шерстяных носках и огромных плюшевых тапках. Видимо, дают успоко-ение истерзанным ногам. А мужчинам повезло больше, они танцуют только на полупаль-цах.

- На пуанты я встала во втором классе, - вспоминает Евгения Цыренова. - Это сила привычки, если я не буду заниматься на пальцах неделю, то потом приду и натру себе ноги.

Поэтому даже не пытаюсь и отхожу в сторону. Пытаюсь определить возраст тан-цующих на глаз. Если смотреть издалека, то все выглядят тинейджерами – сухие, тонкие, стройные.

Всего в балетной труппе сейчас 50 человек. Самым младшим, недавним выпускни-кам хореографического колледжа – 18 лет.

Самому старшему – директору труппы Владимиру Кожевникову – уже 50. Из них 32 года посвящены театру. Заслуженный артист РФ Кожевников, ласково называемый своими воспитанниками «дядей Вовой», тоже не стоит в стороне и принимает в утреннем дренаже самое деятельное участие.

У труппы две главы - художественный руководитель Морихиро Ивата (он занима-ется постановками) и директор Владимир Кожевников (на нем административная работа). На сцене оба мэтра появляются не каждый спектакль, но всегда собирают аншлаги и буке-ты цветов, вызывая бурю эмоций у зрителей.

В 11.00 начинается женский урок. Указание на гендер опять никого не волнует, танцуют все. Преподавательница – Лариса Башинова.

Чтобы попасть в большой балет нужно иметь волю, хорошее здоровье, выворот-ность ног, гибкое пропорциональное тело и смелых родителей, которые отведут вас в куз-ницу танцевальных кадров – Хореографический колледж.

- Мир не без талантливых людей, сам Рудольф Нуриев поздно пришел в балет – ему было 14. Вы, конечно, можете научиться движениям, но это будет на любительском уровне. Не зря же берут в школу до 10 лет – специально, пока косточки не застыли, - Ба-ярто Дамбаев безжалостно развенчивает мои амбиции. - Артистов нужно воспитывать «поштучно». Учатся долго - восемь лет в училище и в театре, еще как минимум пять лет.

- Маленький был, танцевал в ансамбле народных танцев, - поведал о начале своего пути Баир Цыдыпылов. - Преподаватель сказал, что я могу поступить в хореографиче-ское училище. Пришел с мамой, меня взяли. Сначала для меня это было своего рода спор-том, только потом я осознал, что балет – высокое искусство. Нужно играть по-актерски, использовать свою мимику, при этом еще и танцевать. Если душой открыва-ешься, то зритель это видит. Самая близкая мне партия – Базиль в «Дон Кихоте». Он весь игривый, веселый, постоянно улыбается.

Булыт Раднаев вспоминает, что в Хореографический колледж его заманили расска-зами о прекрасном фонтане, который стоит рядом с театром. Главным секретом успеха Булыт считает безоговорочную веру в свои силы:

- Я всю жизнь был маленьким. Когда в 18 лет выпускался из училища, все осталь-ные были выше меня на полторы-две головы. Но я всегда верил, что вырасту. В театр меня не брали из-за роста. И однажды вышло так, что я вырос за один месяц на 20 сан-тиметров. И я считаю, что это произошло именно из-за моей веры. Нужно работать и верить в себя.

Для Зоригто Дашиева самое приятное в профессии – это слава и благодарность зрителей.

12.15. Следующий пункт программы – репетиция балета «Баядерка», который должен стать самой большой премьерой месяца.

На постановку трехактного балета брошены все силы театра, кроме того, в корде-балете танцуют ребята из Хореографического колледжа. Это один из самых трудных клас-сических балетов, его присутствие в репертуаре указывает на творческую зрелость арти-стов.

На первом показе спектакля 15 мая главные партии станцуют Вероника Миронова и Булыт Раднаев – красивая пара как на сцене, так и в жизни.

- Была забавная история, - вспоминает Вероника. - Мы уже жили вместе с Булы-том, как-то вечером я пересматривала кассету 96-го года, на которой записана моя премьера в балете «Дон Кихот». Тут Булыт просит обратно перемотать: «Вот, видишь там дети-поварята бегут за рыбой? Вот, это я!» Получается, мы танцуем вместе с 96-го года…

А 16 мая перед зрителями выступит давно сложившийся красивый творческий дуэт Баярма Цыбикова — Баир Цыдыпылов.

А пока репетиция. Грациознее всех девушки, танцующие служительниц храма.

14.00 – перерыв. Мы завершаем съемку, а артистов вечером ждет еще одна общая репетиция. Премьера «Баядерки» всего через две недели, а значит, для труппы наступила пора каждодневных репетиций, занятий со специально приглашенными звездными репе-титорами и детальной шлифовки каждого движения.

Текст: Дарья Ююкина 

Фото: Святослав Базеко



Опубликовать на моей странице