Рубрика «Учиться за границей». Как это было. Из первых уст об учебе в Турции

Рубрика «Учиться за границей». Как это было. Из первых уст об учебе в ТурцииРубрика «Учиться за границей». Как это было. Из первых уст об учебе в ТурцииРубрика «Учиться за границей». Как это было. Из первых уст об учебе в Турции


Сейчас все больше выпускников наших школ принимают непростое решение учиться не в родном Улан-Удэ или любом другом российском ВУЗе, а далеко за пределами России. Мы представляем вашему вниманию проект «Учиться за границей», где сами молодые люди расскажут о своем опыте заграничного образования.

По данным агентств, которые отправляют россиян на учебу за границу, каждый год из страны уезжает около 1500 человек. 60% будущих студентов уезжают в Англию, остальные 40 - в Америку, Канаду, Германию, Швейцарию, Ирландию, Мальту. Но интересный факт – большинство студентов, которые учились за границей, возвращается на родину.

Знакомьтесь, первая история Виктории Дмитриевой (Гарматаровой), получившей степень магистра по международному праву в Университете Анкары, Турция. Сейчас Виктория преподает в Бурятском государственном университете на юридическом факультете.

- Я закончила школу-гимназию №29, а потом поступила в БГУ на юридический факультет. В то время уехать в другой город просто не было возможности, да и не задумывалась об этом. Где-то в конце четвертого курса я узнала про грантовую программу, предоставляющую возможность бесплатного обучения в университетах Турции. Решение продолжать учиться, тем более в другой страной принимала очень долго. Взвешивала все за и против. Было страшно уезжать, не зная языка, не имея знакомых, но, в конечном итоге, я всё-таки решила подавать документы, ведь, согласитесь, плюсов всё-таки больше. Для участия необходимо было отправить: диплом, паспорт, медицинские справки, заявку-эссе и чуть позже пройти еще собеседование. Когда я заполняла заявку, там был список учебных заведений, и мы могли по своему желанию выбрать несколько университетов. Я выбрала международные отношения в Университете Анкары. Почему отношения? Это интересное и актуальное направление, близкое моей специальности «Юриспруденция».

Потом я ждала ответа. Даже если бы пришел отрицательный, я бы наверное не расстроилась, ведь в принципе ничего не теряла. Но где-то через месяц пришло подтверждение о зачислении в Университет Анкары и я полетела.

Переезд и первое время в чужой стране

Первые полтора месяца помогали наши земляки. Давали советы по оформлению документов, да и элементарно в бытовом плане со своими проще общаться. Сначала я жила в общежитии, они, кстати, раздельные: мужские и женские, а через два года мы с подругами сняли квартиру.

Когда я училась, наши системы образования кардинально различались: Турция в соответствие с болонской системой, где есть бакалавриат, магистратура и докторантура. В то время как у нас были специалитет, аспирантура и докторантура. А еще у них кредитная система. Например, для моей специальности надо было набрать в общей сложности 21 кредит, то есть 7 предметов по 3 кредита.

Первый год я училась в специальном Центре изучения турецкого языка (TÖMER). Каждые три месяцы сдавали экзамен на уровень знания языка. Если не сдал, то приходилось учиться заново на том же уровне, но с другой группой. Затем бакалавры и магистры сдают единый экзамен, в который включены вопросы по логике, турецкому языку, а в экзамене для бакалавров есть еще вопросы по математике и химии, даже если знания по этим предметам не потребуются в дальнейшей учебе. Я набрала хороший балл и уже могла поступить непосредственно в магистратуру. Но еще год у меня ушел на изучение разницы предметов. Это обязательные курсы для поступления - международное право, всемирная история и еще пару предметов, несмотря на то, что я уже сдавала экзамены по этим дисциплинам в своем родном БГУ.

Таким образом, сдав все необходимые экзамены, я поступила в магистратуру, где первый год изучала предметы уже по моей специальности, которые выбрала еще в самом начале обучения, а на второй год уже писала диссертацию, которую защитила в 2011 году.

Первый год, он трудный самый

- Скажу честно, первый год был очень тяжелым. Конечно, незнание языка сыграло тут свою роль. Помню, как только прилетела и на остановке пыталась спросить у прохожих, как доехать до Анкары. Пришлось достать словарик и буквально составлять предложение: «Сколько, время, отъезд, Анкара». Общалась жестами.

Первое время было трудно воспринимать академическую программу, потому что преподаватели принципиально читали лекции только на турецком языке, а моего словарного запаса не хватало. Они специально применяли любые интерактивные упражнения, чтобы заставить нас объясняться. В итоге, это наверное и способствовало быстрому изучению языка. А вообще, в Турции есть университеты, обучающие по европейским стандартам, и поэтому занятия идут только на английском.

Восток - дело тонкое

- Со мной училось очень много студентов иностранцев. В основном выходцев из Средней Азии и Ближнего Востока: казахи, киргизы, азербайджанцы, туркмены, иранцы. Знаете, несмотря на то, что Турция – мусульманская страна, следящая за соблюдением религиозных правил, у нас с ними очень много культуральных общностей. Наши ментальности очень близки. Восток есть Восток.

Случались курьезы, когда дети на улицах кричали, показывая пальцем: «Смотри, смотри китайцы или японцы!». А уже через пару лет стали различать, кто откуда: из Казахстана или Киргизии.

Турция очень колоритная страна со своими многовековыми традициями, но в последнее время она становится более европеизированной. Здесь вы можете встретить, как полностью закрытых паранджой женщин, так и одетых в мини-юбки. Мы, азиаты, смотрелись очень непривычно для местного населения, поэтому я предпочитала одеваться в более спокойную и строгую одежду, чтобы лишний раз не привлекать внимание.

Танцевальные командировки

- Однажды моя знакомая позвала меня на репетицию ансамбля Университета Ахмет-Яссави, филиала казахско-турецкого университета в Анкаре. Я решила попробовать, вспомнив школьные уроки танцев, и с того момента моя студенческая жизнь завертелась-закружилась. Это был уникальный ансамбль, представляющий культуру народов Средней Азии. У нас была танцевальная группа, группы вокала и оркестра. В общей сложности человек 40 из Казахстана, Киргизии, Туркмении, Узбекистана, Татарстана, Бурятии. Практически всех своих друзей я приобрела благодаря моему любимому ансамблю. Нас постоянно приглашали выступать на большие праздники и международные ярмарки другие университеты и администрации городов. Мы объездили пол-Турции с выступлениями, ездили на гастроли в Европу. Благодаря этому я даже стала получать стипендию ансамбля в дополнении к своей учебной.

Ближе к середине своей учебы, у меня стали закрадываться мысли, может мне стоит остаться жить в Турции? Но потом я всё-таки поняла, что какой бы положительный опыт я не приобрела, меня всегда будет тянуть на родину, и после защиты магистерской диссертации я вернулась домой. Как это у нас обычно говорят – корни позвали. Вот так просто! Практически сразу по приезду я встретила своего будущего мужа и мне предложили работу на кафедре международного права и международных отношений в родном БГУ, где я сейчас и преподаю.

Что же всё-таки дала учеба за границей?

Большой жизненный опыт. Это был мой первый опыт самостоятельной жизни, я очень выросла, приобрела много друзей. Учеба за границей помогла стать сильнее. Она, безусловно, расширила мои горизонты, ведь когда ты находишься в незнакомом пространстве, да еще и без знания языка, проявляются твои сильные волевые черты характера. Я закалилась.

Турция – очень интересная страна, богатая своей историей, очень разная, сейчас становится более открытой, космополитичной. Но это всё-таки чужая культура, чужой менталитет. В общем, я нисколько не жалею, что не осталась там. Ведь так прекрасно перенимать опыт и потом делиться им, особенно у себя на родине!



Опубликовать на моей странице